Home

seo
seo
seo

Перевозка нефти и нефтепродуктов по железным дорогам в современных условиях переходит на новый этап своего качественного развития, имея такие конкурентоспособные виды транспорта, как водный и трубопроводный.
Строительство нефтяных терминалов, сокращение стоимости и сроков доставки нефтепродуктов, стремительный прорыв на мировой рынок и использование в некоторых случаях демпинговых условий перевозки подталкивает железнодорожный транспорт к рациональному использованию перевозочного ресурса, перераспределения нефтяного грузопотока внутри страны и усиления взаимодействия с компаниями — производителями и представителями других видов транспорта.
Значительная часть наливных грузов относится к опасным грузам, которые требуют особых условий перевозок. При этом наливные грузы в общем объёме воинских перевозок занимают значительную долю. Особенно резко объёмы перевозок наливных грузов возрастают в условиях военного времени.
Специфические свойства наливных грузов требуют соблюдения особых условий перевозки их по железным дорогам, которые предусмотрены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. К перевозке наливом допускаются лишь те грузы, которые поименованы в Приложении к этим Правилам.
К наливным грузам относятся жидкости различной плотности и вязкости, перевозимые в специальных цистернах, бункерных полувагонах, специальной таре в крытых вагонах и контейнерах.

Основную массу, более 90% наливных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют:
- нефть — сырец;
- нефтепродукты различных категорий и видов: бензин, керосин, лигроин, дизельное топливо, различные марки мазутов, минеральные масла и др.

В эту же категорию входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир, сало и др.), а также химические грузы (кислоты, щёлочи, сжиженные газы, красители, лаки и др.).
Грузы, перевозимые наливом, условно делятся на опасные, для которых предусмотрены особые условия перевозок и неопасные.

Нефтепродукты подразделяются на следующие категории:
- светлые;
- тёмные;
- битумы.

К категории светлых нефтепродуктов относятся следующие виды грузов:
- бензин;
- керосин;
- дизельное топливо и др.

К категории тёмных нефтепродуктов относятся следующие виды грузов:
- собственно нефть сырая;
- мазут;
- масла и смазочные материалы;
- моторное топливо и др.

Классификация наливных грузов.

Классификация наливных грузов.

Остаточные продукты перегонки нефти — битумы различных марок. К ним относятся твёрдые нефтебитумы, нефтяной кокс, асфальты, лакобитумы, которые перевозятся в крытых вагонах и полувагонах.
Ряд грузов из числа перевозимых наливом в цистернах застывает или приобретает повышенную вязкость, что вызывает необходимость предварительного их разогрева перед сливом.
В зависимости от вязкости или температуры застывания эти грузы по срокам, предоставляемым на слив, делятся на четыре группы.
В холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) для разогрева вязких и застывающих продуктов грузополучателям устанавливаются повышенные сроки выгрузки, в зависимости от степени застывания и вязкости.

Общий срок на разогрев и слив таких грузов не должен превышать:
- для грузов I группы — 4 часа;
- для грузов II группы — 6 часов;
- для грузов III группы — 8 часов;
- для грузов IV группы — 10 часов.

При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливаются следующие сроки:
- для грузов I и II групп — 3 часа;
- для грузов III и IV групп — 4 часа.

В тёплый период, при необходимости разогрева вязких и застывающих грузов начальник станции дополнительно может предоставить грузополучателю от 1 до 2 часов, в зависимости от группы груза.

Грузы относятся к соответствующей группе по следующим параметрам:
- вязкие грузы — по условной вязкости при +50°C;
- застывающие (средней вязкости) грузы — по температуре застывания;
- грузы I группы — с условной вязкостью от 5 до 15° или с температурой застывания от -15 до 0°C;
- грузы II группы — с условной вязкостью от 16 до 25° или с температурой застывания от +1 до +15°C;
- грузы III группы — с условной вязкостью от 26 до 40° или с температурой застывания от +16 до +30°C включительно;
- для грузов IV группы — с условной вязкостью выше 40° или с температурой застывания выше +30°C.

Получатели вязких и застывающих грузов обязаны иметь достаточные по мощности средства подогрева, обеспечивающие своевременный слив таких грузов из цистерн.
Одновременно с разогревом груза в цистерне перед открытием сливного клапана, особенно в зимнее время, необходимо тщательно разогреть клапан снаружи для предотвращения поломки его при открытии.
Для ускорения слива из цистерн с паровой рубашкой сливной прибор необходимо открывать после кратковременного (в течение 15 — 20 минут) разогрева, при этом груз начинает сливаться из цистерны в вязком состоянии.
Разогрев грузов в цистернах и бункерных полувагонах кострами, жаровнями, форсунками и другими источниками открытого огня, а также выгрузка битума без разогрева путём выкалывания ломами, кирками запрещается.

К основным свойствам, определяющим условия перевозок наливных грузов, относятся:
1. Быстрая воспламеняемость.
2. Различный уровень плотности.
3. Различная степень вязкости.
4. Возможность застывания при положительных температурах.
5. Испаряемость.
6. Взрывоопасность.
7. Коррозирующее действие на металл (окисляемость).
8. Вредное воздействие на организм человека (токсичность).
9. Электризация.
10. Экологическая безопасность.

Быстрая воспламеняемость некоторых видов нефтепродуктов определяет их условия перевозки и выбор соответствующего рода подвижного состава.
Различный уровень плотности определяет максимальную грузоподъёмность и грузовместимость подвижного состава при погрузке нефтепродуктов в тёплое и холодное время года. Это зависит от фракционного состава и температуры определённого вида груза. Большая часть нефтепродуктов заливается в цистерны при достаточно высоких температурах — +75-85°С и выше (с использованием так называемого «температурного резерва).
В пути следования продукт остывает, и часть внутреннего объёма цистерны оказывается свободной. 1°С остывания продукта освобождает объём для 40 кг дополнительной массы заливки, при этом дополнительная загрузка однородным продуктом может составить 2 — 2,5 т на одну цистерну. Для использования этого резерва необходимо производить налив продукта при оптимальной температуре. Правилами перевозок грузов установлен верхний предел температуры загрузки продуктов: 100°С для цистерн и 150°С для бункерных полувагонов. Расходы на охлаждение наливаемых продуктов, как показали расчёты технико-экономического обоснования данного варианта погрузки, являются экономически оправданными.
Различная степень вязкости определяет подвижность (текучесть) нефтепродуктов и оказывает непосредственное влияние на выполнение операций по сливу и наливу, транспортированию и перекачке. Наибольшую вязкость имеют темные нефтепродукты. При возникновении затруднения слива вязких и застывающих грузов, которые делятся на четыре группы, в холодный период года (с 15.10 по 15.04) грузополучателям предоставляется дополнительное время на разогрев и слив.
Возможность застывания при положительных температурах также характеризует некоторые виды грузов, в частности, битум и олеум, которые могут затвердевать уже при температуре +60°С.
Испаряемость нефтепродуктов происходит вследствие значительной плотности их паров, превышающей плотность воздуха. При этом испарение происходит как в статическом режиме, — с неподвижной поверхности, так и в динамическом — при движении нефтепродуктов относительно воздуха. Это приводит к количественным и качественным потерям нефтепродуктов, которые зависят от фракционного состава, степени вязкости, температуры, давления и других факторов.
Взрывоопасность — способность нефтепродуктов практически мгновенно изменять своё физическое и химическое состояние с большим выделением тепловой энергии, в частности, при перевозке сжиженных газов, что обуславливает их перевозку в специализированных цистернах.
Коррозирующее действие на металл (окисляемость) — способность оказывать разрушающее воздействие на металлы, — обусловлена наличием в составе нефтепродуктов различных кислот, щелочей и сернистых соединений. Содержание этих агрессивных веществ регламентируется специальными стандартами.
Вредное воздействие на организм человека (токсичность) — действия паров нефтепродуктов на человеческий организм, требующее ограничения их допустимого содержания в воздухе рабочей зоны. В этих целях установлены предельно допустимые концентрации паров для различных нефтепродуктов.
Электризация — способность нефти и нефтепродуктов, являющихся диэлектриками, накапливать и сохранять заряды статического электричества. Это создаёт опасность взрыва от воздействия искры, пламени. Особенно подвержены электризации светлые виды нефтепродуктов — бензин, керосин, дизельное топливо.
Экологическая безопасность — одно из важнейших условий перевозки нефти и нефтепродуктов, поскольку последствия возникновения аварийных ситуаций (разливы нефти, загрязнение почвы и атмосферы продуктами распада, взрыв или растекание по поверхности сжиженного газа и т.п.) наносит огромный урон окружающей среде.

Для перевозки наливных грузов используют цистерны:
- с универсальным нижним сливным прибором, позволяющим сливать все нефтепродукты (прибор увеличенного диаметра, оборудован паровой рубашкой), имеющие трафареты «бензин-нефть», «мазут», «бензин»;
- без нижнего сливного прибора, когда груз сливается через верхний люк колпака с помощью насосных установок, имеющие трафареты «светлые нефтепродукты», «бензин»;
- специальные, для перевозки химических грузов (кислот, сжиженных газов);
- специальные, для перевозки пищевых продуктов (спирт, молоко);
- специализированные, для грузов имеющих собственный трафарет.

Битумы перевозятся в бункерных полувагонах, твёрдые нефтебитумы, воск, асфальты перевозятся в крытых вагонах, полувагонах.

Наливные грузы перевозятся также в специальных контейнерах. В зависимости от рода перевозимого груза они подразделяются на группы:
- для текучих грузов, не требующих специальных устройств для подогрева перед наливом и сливом (кислоты);
- для грузов средней вязкости, требующих устройств для подогрева перед наливом и сливом (масла);
- для грузов большой вязкости, заливаемых в горячем состоянии, и затвердевающих при температуре +20°С (парафин).

Эти специальные контейнеры принадлежат получателям (отправителям) груза, погрузка их на подвижной состав и выгрузка производится на подъездных путях. Контейнеры перевозятся комплектами, при этом на весь комплект составляется одна накладная.
Кроме знаков и надписей, предусмотренных ПТЭ, цистерны должны иметь знак калибровочного типа, выбиваемый под номером цистерны (14-79), а цистерны для перевозки нефтегрузов — один из трафаретов: «бензин-нефть», «бензин», «нефть», «мазут». Специализированные цистерны имеют трафарет с точным наименованием перевозимого нефтепродукта. Все цистерны специальных конструкций и специализированные должны иметь отличительную окраску котлов. Трафареты о наименовании груза, знаки опасности располагаются в правой нижней части котла, с обеих сторон, между днищем и хомутом котла.

На торцевых днищах в необходимых случаях указывается трафарет о приписке: «Срочный возврат на станцию …. ж.д.». Под ним наносятся трафареты: «Аренда…», «Собственность…» и указывается арендатор или владелец цистерны. Над номером цистерны наносят дополнительный трафарет:
- С — для светлых нефтепродуктов;
- Т — для тёмных нефтепродуктов;
- СТ — для светлых и тёмных нефтепродуктов, разрешаемых к повторной заливке без предварительной очистки котла цистерны;
- Х — для продукции химической промышленности;
- П — для продукции пищевой промышленности.

Налив и слив нефтепродуктов производится на местах необщего пользования. В пунктах массового налива нефтегрузов каждую цистерну (бункерный полувагон) осматривает инспектор-приёмщик грузоотправителя одновременно с работниками дороги на путях станции или промывочно-пропарочного предприятия до подачи под погрузку. Цистерны с неисправными сливными приборами, внутренними лестницами, крышками и барашками, с течью в котлах, без проушин на крышках для пломбирования, без резиновых прокладок, если есть специальный паз для её укладки, подавать и использовать под налив запрещается.
В цистерны грузоподъёмностью 60 т и более продукты наливаются до уровня верхнего сегмента, менее 60 т — до половины высоты колпака, а при наливе ЛВЖ в теплый период (с 01 04 до 01.10) — до нижнего основания колпака.
Специальные цистерны отправителя заполняются до уровня, установленного инструкциями по их эксплуатации.
Если знаки, надписи (трафареты) или поверхность котла цистерны и бункерного полувагона загрязнились во время налива, грузоотправитель обязан своими средствами протереть поверхность котла и восстановить видимость знаков и надписей. При несоблюдении этого правила с грузоотправителя взыскивается штраф за нахождение подвижного состава под очисткой силами и средствами железной дороги.

Получатели обязаны заблаговременно принимать меры к быстрейшему сливу груза, а в случае необходимости — к его разогреву. Слив должен производиться полностью, с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла и бункера. По соглашению между грузоотправителем и грузополучателем внутренняя поверхность специальных цистерн после слива может не очищаться. После слива (выгрузки) грузополучатель обязан:
- полностью освободить цистерну (бункерный полувагон) от остатков груза, грязи, а при сливе химикатов — также от шлаков;
- очистить наружную поверхность котла цистерны (бункерного полувагона) и протереть до ясной видимости знаки и надписи (трафареты) на котле;
- установить на свои места детали сливного прибора, заглушки, штанги и другое оборудование цистерны, если оно было снято при сливе;
- уложить на место резиновую прокладку, если она вышла из паза, плотно закрыть крышку люка цистерны и завернуть барашки, плотно закрыть клапан и заглушку сливного прибора;
- установить на порожнюю цистерну запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ), если она возвращается в пункт приписки при полных грузовых документах.
Железная дорога может проверить полноту слива цистерн (бункеров). Проверка полноты слива цистерн, отправляемых после слива с ЗПУ, установленными грузополучателем, по полным перевозочным документам, не производится.

Порожние цистерны с остатками нефти и нефтепродуктов в случаях, предусмотренных ГОСТом, могут быть использованы под налив этих же грузов без предварительной очистки и промывки.
К каждой накладной, предъявляемой отправителем на перевозку нефтепродуктов, должен быть приложен сертификат качества.
В пунктах распыления нефтемаршрутов переадресовка цистерн и оформление грузовых документов должны производиться в срок не более 1 ч. с момента прибытия маршрута. При задержке цистерн в ожидании переадресовки свыше этого срока станция распыления составляется акт обшей формы с указанием причин простоя цистерн и взыскивается штраф за сверхнормативное использование вагонов в ожидании переадресовки.
При обнаружении на станциях слива цистерн (бункеров) с остатками груза и с неочищенной наружной поверхностью, составляется акт обшей формы, и вагоны возвращаются грузополучателю для очистки. За дополнительное время нахождения вагонов под очисткой с грузополучателя взыскивается дополнительный штраф за сверхнормативное использование вагонов.
Спуск людей в порожнюю цистерну для осмотра внутреннего состояния котла может допускаться лишь после того, как ответственный за слив работник грузополучателя удостоверится в отсутствии вредных и взрывоопасных паров перевозившейся в ней жидкости. Спуск в цистерны из-под едких и ядовитых жидкостей, а также бензина и всех других выделяющих вредные пары жидкостей без шлангового противогаза и спасательного пояса запрещается. За работником, находящимся внутри котла цистерны, должно быть обеспечено постоянное наблюдение.
Сроки налива или слива для всей одновременно поданной партии цистерн и бункерных полувагонов по фронту одновременного налива или слива не должны превышать 4,7 часа.
При поступлении в пункт слива нефтепродуктов в цистернах без ЗПУ, если в соответствии с Правилами перевозок грузов они должны быть наложены, или погруженных в пути, а также при поступлении топлива TС-1, ТС-2 и авиационного бензина, получателю предоставляется дополнительный срок — 30 мин. для производства анализа данного вида нефтепродуктов.
В холодный период года (с 15 октября по 15 апреля) для разогрева вязких продуктов, грузополучателям устанавливаются повышенные сроки в зависимости от степени их застывания и вязкости (от 4 до 10 часов).
В тёплый период, при необходимости разогрева вязких и застывающих грузов начальник станции дополнительно может предоставить грузополучателю от 1 до 2 часов, в зависимости от группы груза.
Если груз прибыл в несоответствующей для перевозки данного вида груза цистерне (например: мазут, масло — в цистерне с верхним сливом), по просьбе грузополучателя срок слива увеличивается, но не более срока, установленного для немеханизированного способа слива.
При подаче под слив цистерн с неисправными сливными приборами или бункерами с неисправными пароподогревательными устройствами получателю предоставляется дополнительное время для слива (выгрузки) по соглашению с начальником станции и с грузополучателем. О прибытии груза в несоответствующей цистерне, в цистерне с неисправным сливным прибором или в бункерных полувагонах с неисправными пароподогревательными устройствами станция слива составляет акт обшей формы с участием грузополучателя.
Алфавитный указатель грузов, перевозимых наливом в цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, приведен в Правилах перевозок этих грузов. Для каждого груза указывается номер ООН, № аварийной карточки, класс, подкласс опасности, цистерны, в которых разрешается перевозка, специальные трафареты на цистернах и знаки опасности, штемпели на перевозочных документах.
К каждой накладной, предъявляемой грузоотправителем на перевозки нефтепродуктов, должен быть приложен паспорт и сертификат качества.
В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен указать точное наименование груза согласно Перечню, а если он относится к категории опасных, то и номер аварийной карточки. Например: «Бензин для промышленных целей. АК № 305″; «Нефть сырая. АК № 305″.
В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить предусмотренные для данного груза штемпели красного цвета. Например, для нефти сырой — «Легко воспламеняется», «Прикрытие 0-0-1-0″. Грузоотправители, ответственные за погрузку наливных грузов в цистерны, бункерные полувагоны, делают на оборотной стороне накладной в графе 1 отметку, которую заверяют подписью: «Груз погружен согласно Правилам перевозок грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожным транспортом».
Перевозка пищевых грузов производится в специализированных цистернах с нижним сливом, приписанных к станциям налива, или в новых цистернах, ранее неиспользовавшихся для перевозки. Цистерны должны иметь по всей длине котла с обеих сторон по две полосы красного цвета шириной каждая 100 мм, между полосами 500 мм, по периметру днища — кольцевая красная полоса шириной 100 мм. В промежутке между полосами вправо от середины котла и в верхней части днища чёрной краской наносится наименование груза.
Перевозка сжиженных газов наливом производится в специальных цистернах, принадлежащих грузоотправителю (грузополучателю). Такие цистерны предназначаются для перевозки только определенного вида газа. Сжиженные газы в цистернах перевозятся под повышенным давлением. Некоторые сжиженные газы (кислород) перевозятся под нормальным давлением, в этом случае часть газа за время перевозки испаряется.

Наружная поверхность цистерн окрашивается в светло-серый цвет. Вдоль котла с обеих сторон по средней линии наносится полоса 300 мм:
- для аммиака — желтого цвета;
- для хлора — защитного цвета;
- для бутана, пропана — красного цвета.

На котле цистерны должны быть трафареты: наименование груза, «с горки не спускать», знаки опасности, наименование предприятия-владельца цистерны и станции приписки. Об отправлении цистерн грузоотправитель обязан уведомить грузополучателя. В уведомлении указываются:
- наименование груза;
- номера цистерны и накладной;
- дата погрузки.

Грузополучатель обязан следить за своевременным поступлением цистерны и в случае неприбытия в установленный срок принять меры к её розыску через администрацию железной дороги. Грузополучатель обязан слить цистерну полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не более 0,7 атм.
Кислоты обладают опасными свойствами и могут вызывать тяжёлые химические ожоги, взрывы, а также разъедать металл, сварные соединения и швы котла. Цистерны должны иметь отличительную окраску и трафареты:
- вдоль котла цистерны наносится желтая полоса шириной 500 мм, на торцовых днищах — той же краской квадрат размером 1×1 м;
- на квадратах и центральной части поясных полос с обеих сторон котла, в зависимости от того, под какую кислоту предназначена цистерна, чёрной краской наносятся трафареты: «серная кислота», «меланж», «соляная кислота». Кроме того, на торцовых днищах должен быть нанесён трафарет: «срочный возврат на ст._______________ж.д.». Днище, рамы окрашиваются в зелёный цвет. У края днищ по кругу наносится белая полоса шириной 300 мм.

Перевозка метанола осуществляется под избыточным давлением инертного газа или азота от 0,1 до 0,3 кгс/см². Цистерны оборудуются манометром и запорной арматурой. Налив и слив метанола производится только средствами грузоотправителя и грузополучателя на их складах. Во время налива грузоотправитель обязан следить за исправностью котла цистерны. При обнаружении течи налив прекращается и грузоотправитель обязан немедленно перекачать метанол из неисправной цистерны.
После окончания налива грузоотправитель устанавливает под крышкой колпака прокладку для предотвращения расплескивания груза в пути, плотно закрывает крышку колпака, закрепляет ее болтами, навешивает ЗПУ и рядом с ними ярлык с транспортной маркировкой.
Метанол и порожние цистерны после его слива перевозят только по специализированным накладным желтого цвета с черной полосой и соответствующими надписями об опасности груза (формы ГУ-27а и ГУ-27б).
В графе «Наименование груза» — «Метанол» грузоотправитель указывает номер аварийной карточки «АК 319″, а вверху накладной проставляет штемпеля «Легко воспламеняется», «Ядовито», «Не спускать с горки», «При-крытие 1/0-0-1-0″.
Желтый фосфор перевозится в специализированных цистернах без нижнего сливного прибора, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю. Котел цистерны окрашен в желтый цвет, вдоль котла с обеих сторон нанесена красная полоса шириной 500 мм. Торцовые днища и рамы цистерны окрашены в зеленый цвет, а по периметру котла нанесена белая полоса шириной 300 мм. На котле цистерны нанесены надписи «Желтый фосфор», «Х», «С горки не спускать», трафарет приписки, знак опасности 4б, характеризующий самовозгораемость вещества, под ним номер ООН 1381, дополнительный знак опасности 6а, характеризующий ядовитость.
После заполнения цистерны фосфором грузоотправитель обязан налить в цистерну воду, а при температуре наружного воздуха ниже 0°С по пути следования груза — незамерзающий раствор кальция хлорида высотой слоя 30 см. При отправлении фосфора в районы с температурой выше 40°С слой воды увеличивается до 60 см. После заполнения цистерна осматривается представителем отдела технического контроля предприятия-отправителя, после чего наливной штуцер заглушается фланцем, на колпак надевается предохранительный кожух, который закрывается на замок и опломбируется ЗПУ.
Грузоотправитель в накладной в графе «Наименование груза» указывает «Фосфор желтый АК 406″, в верхней части накладной проставляет красные штемпеля «Самовозгорается», «Ядовито», «Не спускать с горки», «Прикрытие 3/1-1-3-1″.
Цистерны с фосфором перевозятся по железным дорогам в сопровождении ответственного представителя грузоотправителя.

seo
14th Июн 2011
seo

Есть 1 комментарий. к “Характеристика наливных грузов и условия их перевозки.”

  1. Купер:

    Забираю)

Написать ответ


seo
 
seo
Все права защищены © 2011 CargoWork.ru
seo