Home

seo
seo
seo

Часто считают, что грузопоток начинается с того момента, когда грузы погружены в транспортные средства (вагоны, автомобили, суда морского или речного флота). Однако, прежде чем погрузить грузы в транспортные средства, обычно необходимо выполнить некоторые подготовительные операции, без которых перевозки грузов будут или неэффек­тивны, или вообще невозможны. Большинство этих подготовительных, предварительных операций относится к области информационного обеспечения грузового транспорта.

Анализ структуры логистического процесса позволяет установить его строе­ние, этапы развития и особенности, а также выявить сущность и роль указанных подгото­вительных операций в общей организации грузопотока.

Точки А и Г — это моменты времени начала и окончания логистичес­кого процесса, точки Б и В— моменты начала и окончания материального потока.

Временной интервал АБ — это этап планирования и организации грузопотока (ЭПО). Он начинается в момент времени А, когда возникла идея об организации грузопотока, и заканчивается в момент времени Б, когда начинаются перевозки грузов. На этом этапе выполняются разработки по характеру, номенклатуре и параметрам грузов, необходимых рынку; по анализу товарных рынков и конкурентной среды на них выбираются и обосно­вываются параметры грузопотока (общая величина, размеры транспортных партий, тара и упаковка, грузовые транспортные единицы и т. д.) и виды транспорта; планируется расположение производственных и складских мощностей; вырабатывается ценовая политика, предусматриваются вопросы продвижения товаров на рынок, выполняются все необходимые экономические и инженерно-технические расчеты и обоснования.

БВ — это этап материального потока (ЭМП), на котором осуществляется поставка сырья, материалов и комплектующих изделий, товары изготовляются, транспортируются, складируются и т. д., т. е. выполняется физическое распределение товаров (по зарубежной терминологии) и доведение их до конечного потребителя.

ВГ — это этап контроля и анализа осуществленного грузопотока (ЭКА), при котором уже нет перевозок грузов, материального потока, но могут продолжаться определенные информационные и финансовые потоки, а также осуществляется послепродажное обслу­живание клиентов, которые приобрели товары, анализ поведения рынка при поступлении этого грузопотока, реакции конкурентов, изучение колебания цен и другая оценка резуль­татов организации и осуществления товарного потока на рынок. Из перечисленных операций логистического процесса, выполняемых на первом и третьем этапах организации грузопотоков, видно, что деловая логистика забирает и покрывает многие функции маркетинга, такие как:

  • исследование потребностей рынка товаров и услуг;
  • изучение конкурентной среды на товарных рынках;
  • стратегия продвижения товаров на рынок;
  • разработка ценовой политики;
  • общая деловая стратегия предприятия.

Поэтому некоторые специалисты полагают, что деловая логистика является более широким понятием по сравнению с маркетингом и включает в себя маркетинг как составную часть. Узкие специалисты по маркетингу против этого, естественно, возражают, так как они не хотят терять свою «независимость» и «самостоятельность». Однако во многих зарубежных компаниях группы или отделы маркетинга входят в состав общей службы деловой логистики предприятия и подчиняются вице-президенту компании по логистике.

Логистический процесс состоит из двух уровней или подсистем: информационной подсистемы ИП и материальной МП. При этом логистический процесс начинается именно с операций планирования и организации, т. е. со сбора и обработки информации, когда сами материальные, товарные потоки еще отсутствуют.

Черными кружками показаны отдельные логистические операции, соеди­ненные стрелками в общие логистические цепи информационной и материальной подси­стем.

Операции информационной подсистемы ИП — это различные расчеты, сбор и обра­ботка информации, переговоры с другими участниками логистического процесса, совещания, заключение договоров, принятие управленческих решений и т. д.

Операции материальной подсистемы МП —- это транспортировка грузов, складирование, перегрузки, формирование и расформирование грузовых транспортных единиц (пакетов на поддонах, контейнеров), сортировка грузов, упаковка грузов, комплектация транспорт­ных партий и т. д.

На первом этапе планирования и организации ЭПО выполняются только операции информационной подсистемы ИП. Когда начинается этап материального грузопотока ЭМП, операции информационной подсистемы ИП и материальной подсистемы МП идут парал­лельно, так как всегда материальные процессы транспортировок, складирования и перегрузок грузов сопровождаются переработкой информации (оформление транспорт­ных документов, учет движения грузов и т. д.),

На этом этапе операции информационной и материальной подсистем взаимодейству­ют друг с другом (это показано пунктирными стрелками на рис. 1.1) и могут способствовать или препятствовать протеканию логистического процесса. Так, задержка в оформлении транспортных, юридических или финансовых документов может задержать процессы перевозок и складирования грузов. В свою очередь, несвоевременное прибытие или неправильная комплектация транспортной партии может привести к задержке оформления юридических документов (Акта приемки грузов) или финансовых документов (оплата за грузы или за работы).

На этапе контроля и анализа ЭКА, когда физическое распределение, транспортировка грузов закончены, выполняются только операции информационной подсистемы ИП (сбор данных it анализ поведения потребителей и конкурентов, состояние цен на рынке, состав­ление отчетов и предложений об эффективности ранее принятых решений по организации грузопотока, послепродажное обслуживание потребителей и т. д.)- По результатам этого анализа принимают решения по возможной корректировке действий при планировании следующего цикла деловой логистики, при организации нового грузопотока.

Таким образом, работает и развивается логистический процесс, имеющий в своей струк­туре две подсистемы ИП и МП и три этапа по времени. Каждая из этих подсистем представ­ляет собой логистическую цепь, под которой можно понимать совокупность логистических операций, выполняемых последовательно от момента зарождения до момента затухания потока товаров, работ, услуг на соответствующем потребительском рынке. Существует и другое понимание логистической цепи, при котором в качестве отдельных звеньев цепи принимают предприятия, участвующие в процессах транспортировок и переработки грузов.

И — предприятия-изготовители товаров;

П — конечные потребители товаров;

ПС — перевалочные склады в системах мультимодальных перевозок (т. е. перевозок разными видами транспорта);

ТП — торговые посредники (оптовые или мелкооптовые торговые предприятия, торговые брокеры или комиссионеры и т. д.);

Т, TL, Т2 — разные виды транспорта (транспортные предприятия).

В варианте 1 товары непосредственно доставляются одним видом транс­порта Т со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И конечному потребителю товаров П (например, в розничную тортовую сеть).

В варианте 2 товары завозятся со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И на перевалочный склад ПС одним видом транспорта Т, (например, железнодорожным), а затем с этого склада доставляются потребителям П другим видом транспорта Т2 (напри­мер, автомобильным).

В варианте 3 товары со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И доставляются торговому посреднику ТП каким-либо транспортом Т {например, автомо­бильным) и этим же видом транспорта Т перевозятся затем со складов этого торгового посредника ГП потребителям П (например, в магазины).

В варианте 4 товары завозятся на склад торгового посредника ТП со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И одним видом транспорта Т,, а затем со склада торгового посредника доставляют товары потребителям П другим видом транспорта Т3 (например, этот вариант возможен в случае, если изготовитель И и торговый посредник ТП расположены в разных регионах, тогда транспорт TL может быть железнодорожным, а транспорт Т; — автомобильным).

В варианте 5 товары доставляются от предприятия-изготовителя И сначала на перева­лочный склад ПС одним видом транспорта Т (например, железнодорожным), с него другим видом транспорта Т (например, автомобильным) — на склад торгового посредника ТП, а с этого склада тем же видом транспорта — конечным потребителям П.

В варианте 6 товары от изготовителя завозятся на перевалочный склад ГС одним видом транспорта TL (например, автомобильным), затем транспортируются другим видом транс­порта Тг до склада торгового посредника ТП и первым видом транспорта Т( (например, автомобильным) доставляются потом конечному потребителю П (например, на предприятие розничной торговли).

В варианте 7 товары сначала завозятся со склада готовой продукции предприятия-изготовителя И на склад торгового посредника ТП одним аидом транспорта Т; (например, автомобильным), затем после комплектации транспортных партий перевозятся этим же видом транспорта Т на перевалочный склад ПС (например, на грузовой двор железнодо­рожной станции), а потом доставляются другим видом транспорта Т2 (например, желез­нодорожным) конечному потребителю П (например, по такой схеме могут доставляться комплектующие изделия от изготовителя И предприятию-потребителю П).

При проектировании системы деловой логистики необходимо рассматривать эти и подобные им варианты логистических цепей, в том числе и более сложные, с большим числом видов транспорта, перевалочных складов, торговых посредников и т. д.

Углубленное рассмотрение логистических цепей как совокупностей предприятий, участвующих в логистическом процессе, имеет тот недостаток, что в этом случае не учи­тывается состав и эффективность элементарных логистических операций, под которыми подразумевают любое элементарное действие по переработке груза (перегрузка, транс­портирование, пакетирование и т. д.) или информации (расчет, составление договора, оплат а товара, разработка технологии и т. д.).

Между тем одним из важных принципов деловой логистики является учет стоимости каждой элементарной операции в логистическом процессе.

Поэтому с методической точки зрения было бы более правильным, как уже было сказано ранее, при детальных расчетах строить и исследовать логистические цепи как технологи­чески упорядоченные совокупности элементарных логистических операций.

 

seo
12th Мар 2011
seo

Есть 3 коммент. к “Логистический процесс, его сущность”

  1. Ромашка:

    В ворде бы еще выложить было не плохо…

  2. PolpravHalf:

    Здраствуйте)
    Не желаете обменяться ссылками?

  3. Петр Налимов:

    Сначало прочитал, подумал — ничего не понял. Затем перечитал, и меня осенило))

Написать ответ


seo
 
seo
Все права защищены © 2011 CargoWork.ru
seo